Про удовольствие от работы и счастливых людей.
У меня уже давно вертится в голове куча мыслей по поводу работы, профессии, деятельности и степени счастья/удовольствия людей. Сейчас хочу попытаться всё свести воедино, но может получиться немного сумбурно, за что заранее прошу прощения.
Началось всё с практики всеобщего безусловного дохода, который был введен в Финляндии и вроде бы вынесен на референдум в Швейцарии (кажется, там отказались). Когда я рассказывала эти истории своей сестре, как о примере счастливых людей, которые смогут работать там, где и кем им хочется, первый вопрос от неё был: а кто туалеты мыть будет?
Вчера в одном из тредов о том, что надо ещё с детства учить ребёнка искать деятельность, которая будет ему приносить удовольствие в будущем, вопрос появился аналогичный: а туалеты-то кто мыть пойдёт?
В этом месте хочется порассуждать о светлом будущем, где механическую работу будут выполнять роботы (и всё к этому уже довольно успешно двигается), но меня волнует другая сторона вопроса.
Почему и в какой момент произошло социальное разделение «престижности» деятельности? О работе уборщицы, посудомойки или официантки говорят с плохо скрываемым отвращением, а работой дворника и кассира в Макдональдсе пугают детей, получивших плохую оценку по математике.
Более того (хотя, мне кажется, вы не поверите), у меня есть личная история. Когда я работала воспитателем в детском саду, по вечерам проводила время в чатике. Мне многие писали с предложением знакомства за чашкой кофе, но как только меня спрашивали, чем я занимаюсь и читали ответ, то всё на этом заканчивалось: «пользователь был в сети 15 минут назад». В нашем детском саду я была одна настолько молодой воспитательницей, все остальные были женщины в возрасте или уже бабушки. Помню, беседовала как-то с одной из них и спрашивала, почему профессия педагога не настолько престижна. Ведь это основа основ! Воспитатель по ментальному уровню выше любого учителя и преподавателя в ВУЗах, это ведь он закладывает всю основу личности, это он лепит из детей тех, кем они станут в будущем, это он способен повлиять на формирование характера и открыть детям горизонты критического мышления. До сих пор на вопрос, кем бы я работала, если бы материальная сторона не имела для меня значения, я отвечаю — воспитателем. Я очень люблю детей, а они любят меня, мне эта профессия кажется одной из самых творческих, созидательных и наглядных по результатам вложенного труда. Но почему-то такой мой ответ непременно разочаровывает.
Мне как-то сказали, что профессия кассира унизительна тем, что он обслуживает других людей. Давайте подумаем, а кто не обслуживает других? Весь управленческий аппарат любой крупной компании, включая топ-менеджмент, обслуживает заказчиков, проверяющие службы, клиентов и любую бесконечную последовательность категории людей. Не обслуживает кого-то только президент, да и то, если разобраться во внешней политике, там тоже все друг у друга на услужении. Но, тем не менее, кассир за кассой — низшая категория в сравнении с офисным клерком. Хотя, работу любого офисного клерка тоже можно автоматизировать. Весь управленческий аппарат РЖД можно упразднить, как только будет придуман единый алгоритм автоматизации взаимодействия организаций с заказчиком.
Ещё такой момент. Говорят, что для физической или механической работы много ума не надо, а вот работа программиста или научного сотрудника — это почетно. При этом, в мире программирования дофигища механической работы (вроде службы технической поддержки), которую можно освоить для посредственной работы, а вот стать крутым программистом уже не каждому дано. И самообучение программированию вызывает восхищения не меньше, чем уровень зарплат в данной профессии. Но и в мире науки куча лаборантов и обслуживающего ученых персонала, но при этом такую работу унизительной не считают, хотя в ней столько же механики и творчества, как и в работе уборщиком и официантом.
Да, для каких-то профессий необходимо высшее образование и этим может определяться престиж, но сейчас самообучиться можно почти всему, за исключением, пожалуй, области медицины и деятельности, где требуются подтверждающие сертификаты на право работы.
В любой работе есть основная часть, которая неизменна и выполняется изо дня в день и со временем становится механической. А есть творческая часть, которая по степени загруженности может варьироваться в зависимости от профессии или деятельности. То есть, работа и профессия не должны иметь иерархии престижности. И я сейчас не про уровень зарплат, а про выстроенную стереотипизацию оценки человека по его роду деятельности. Человеку может нравиться заниматься чем угодно, включая уборку и мытьё посуды, удовольствие можно найти в совершенно неожиданной деятельности. И я не понимаю, почему человеку в благополучном социуме нужно выбирать профессию, которая считается престижной и всеми одобренной, а не ту, которая приносит наибольшее удовольствие.